О неблагодарности
Поэт Андрей Внуков своеобразно и точно описал неблагодарность в своих стихах:
«Заботливые люди, в грустный час
Забота о других погубит вас…
Иные не сумеют вам простить
Того, что вы плели заботы нить,
И даже будут тем уязвлены,
Что были к ним сочувствия полны,
И кто-то обязательно найдет
В заботе вашей ханжество и гнет.
И если в том увериться, тогда
Вас ждет не благодарность, а беда…»
А в народе говорят: «Не делай добра, не получишь зла». Мне никогда не была понятна эта «формула жизни»: человека, оказавшегося в тяжелых жизненных обстоятельствах, стараешься уберечь, помочь, защитить, а спустя некоторое время, после того, как он оправился от безысходности, вдруг начинает относиться к тебе холодно, порой даже высокомерно, может даже грубо унизить… Обидная неблагодарность!.. Оказывается, что доброта и забота может уязвить самолюбие и независимость человека, его самоутверждение как личность, и тогда благодарность оборачивается местью своему покровителю. Как пережить эту несправедливость и обрести душевное равновесие?
Христиане, испытывая затруднения в понимании духовных вопросов, всегда ищут ответы в Священном Писании и у святых отцов, а они учат, что добро, которое мы делаем людям, это есть Божие добро, вложенное Им в наше сердце через любовь, исходящую от Него, и по Его святой воле проявившееся в нас для нашего же спасения. Помогая другим, мы себя спасаем в первую очередь. Господь повелел: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал.6;1-2). Как жестокую несправедливость воспринимаем мы страдания и боль, причиненные нам близкими, но совершаем еще большую неблагодарность по отношению к Богу, забывая о том, что это испытание дано нам для спасения души, научает смирению и кротости, открывает путь в Царствие Божие. Поэтому мы должны не ждать благодарности от людей, а благодарить Бога за такую милость быть инструментом в Его промысле о людях… В Евангелии от Матфея (гл.6;2-4) сказано: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры,..пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин.3;27).
Велика мера благодати Божией за терпение и снисхождение к немощам людей, не отвечающих благодарностью за наши благодеяния к ним. Она выше всяких обид и воздаяний людских, она делает нас причастными к Его Любви, потому что, совершая добрые дела, мы уподобляемся Творцу. Прп Марк Подвижник говорит: «Знак нелицемерной любви есть прощение обид.» А прп. Ефрем Сирин предупреждает: «Если ты, человек. Не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не простит тебя».
Из наставлений святых отцов мы видим, что тяжко грешат люди неблагодарностью, когда Божие благодеяние приписывают себе и тем хвалятся, забывая, что все – от Бога: «…разум твой, искусство, богатство, крепость – это Божие дарование. Зачем же то, что Божие, себе, человеку немощному, скудному, бедному и ничтожному, присваеваешь? Как отнимет Бог Свое, то останутся тебе только твои грехи, которые тебя должны смирять, а не дарование Божие возносить?»- говорит свт.Тихон Задонский.
Некоторые неблагодарные люди употребляют дарование Божие ради своей корысти и прихоти, а не во Славу Божию. К таковым обращены слова Господа: «Не требовал Я от вас Себе пищи, одежды, покрова, посещения, утешения, но требовали братья Мои «меньшие», и так как им не сделали ради Меня, то «не сделали Мне» (Мф.25, 42-45).
Другие устами Бога благодарят, а жизнью своей бесчестят Его. В Евангелие от Матфея (гл.15,8 Ис29,13) говорится: «Приближаются ко мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня».
Многие ропщут в бедах, впадая в отчаяние и уныние – это есть неблагодарность пред Богом, Который трудными жизненными обстоятельствами хочет нас исправить, направить на путь спасения, привлечь к Себе. Он ждет нашего обращения к Нему в молитвах, упования на Него: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко.» (Мф.43; 27-30).
«Кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он виновен в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то наиболее и благодарит Бога… Станем же благодарить за благодеяния, не только нам оказанные, но и другим; таким образом мы в состоянии будем истребить и зависть, и утвердить любовь и сделать ее искреннейшею. Ты уже не в состоянии будешь завидовать тем, за кого благодаришь Господа…Такое благодарение освобождает нас от земли и переселяет на небо и делает из людей ангелов».(свт. Иоанн Златоуст).
Еще святые отцы учат, что упорное неверие и отрицание бытия Божия есть великая неблагодарность, хула на Духа Святого. Такой человек живет в беззаконии, ведя греховный образ жизни по принципу: «А если Бога нет, то все дозволено» (Ф.М.Достоевский –«Бесы»). Этот грех не прощается ни в этом веке, ни в будущем.
Не может быть благодарности там, где нет любви к Богу, а она рождается и укрепляется верою: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»(Ин.14), - говорит Господь.
Из Евангелия мы знаем, что в конце мира будет Второе Пришествие Христа, воскресение мертвых и Страшный Суд, всеобщий и окончательный, на котором Христос, Праведный Судия обличит неблагодарных и скажет: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был странником, и не приняли Меня… Истинно говорю вам, так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25, 42-43). И пойдут сии в муку вечную…» Страшно будет услышать эти слова Спасителя, лишиться Его любви и милости, быть отвергнутым.
Свт Николай Сербский размышлял: « Если бы люди каждый день вспоминали о милосердии Божием к ним, они и сами бы были милосердны друг к другу». Будем же помнить об этом и всегда согревать теплом и заботой друг друга, особенно нуждающихся, ничего не ожидая взамен, всегда благодарить Бога и со смирением принимать Его святую волю, даже если она не удобна нам, потому что, как сказал апостол Павел: «…любовь не ищет своего, не раздражается и не мыслит зла,.. все покрывает,.. все переносит» (Кор.13), а неблагодарность родных и близких понимать как злые искушения врага рода человеческого, который не терпит дел милосердия и любви, будем славить Творца добрыми делами и говорить : Слава Богу за все, и за скорбь и за радость, ибо только Он один знает, что полезно для нашего спасения для жизни вечной в Божьем Царствии света и радости. Тогда иноверцы и неверующие люди, глядя на нас, с изумлением скажут: «Посмотрите, как они любят друг друга, эти христиане!..»