О совести

30.03.2013 15:48

Человек сотворен по образу и подобию Божию, а значит в нем заложены Творцом непреложные справедливые законы бытия, по которым он только и может жить по-человечески, во всем уподобляясь Небесному Отцу.

икона ангела

Грехопадение исказило девственную природу человека, сделало его удобопреклонным к греху, состояние его стало падательным, губительным. Но Господь, любящий Свое творение, начертал на «Скрижалях сердца человека» Закон совести, «Евангелие сердца», связующего его с Богом. Это закон естественного состояния человека, напоминающий ему о прежней райской жизни с Богом, когда он пребывал в постоянной благодати и ни в чем не нуждался. "Совесть указывает человеку, что право, и что неправо, что угодно Богу, и что неугодно, что должно, и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает исполнять указываемое, причем, за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья - блюститель Закона Божия. Недаром, наш народ называет совесть "гласом Божиим" в душе человека. (свщм.Сергий – Мечев). "Совесть называется соперником, потому что всегда сопротивляется злой воле нашей и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем, и если что не должны делать, делаем, осуждает нас. Потому Господь и назвал ее соперником и заповедует нам:"…буди увещаваяся с соперником твоим, дондеже еси на пути с ним", то есть в мире сем, как говорит св. Василий Великий" (Св. авва Дорофей).

Святые учат, что совесть хранить надо в отношении к Богу, в отношении к ближнему, и в отношении к вещам. В отношении к Богу - не пренебрегать к Его заповедям; к ближнему - не оскорблять, не соблазнять делом, словом, видом или взором; к вещам - не обращаться худо, не портить и т.п..

 "Над телом и душой стоит дух, который есть судия души и тела и дает всему оценку с высшей точки зрения. Дух - это сила, исшедшая от Бога, он один ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой" ( св. Феофан Затворник). Именно этот Святой дух и проявляется в совести человека и не дает ему погибнуть, если он слушает Его. В дальнейшем, из-за ожесточения сердец Бог дал Моисею на горе Синай Скрижали, начертанные на камне, дабы человек по повелению Божию со страхом исполнял их, чтобы не погибнуть окончательно от беззаконий.

    Вступая в Церковь, мы обещались жить по совести, в хранении ее через покаяние и причащение Тела и Крови Христовых. Христианская вера - это вера покаянная. Ап. Павел завещал:"Имейте веру и добрую совесть" (1Тим.1,19). Сознавая свою греховность, в обличениях совести мы слышим Голос Самого Христа:"Имеющие уши да слышат". Святые отцы говорят, что хранение совести в отношении к Богу - это есть хранение ее в отношении к поступкам, совершенным втайне, о которых никто не знает, кроме Бога и нас, что мы должны постоянно "ходить перед Богом", постоянно помнить о Его присутствии, и всю жизнь свою проводить с этим сознанием.

    Совесть перестает обличать в двух случаях: если человек достиг верха добродетели или ниспал в самую глубину зла. Необходимо испытывать свою совесть - к концу дня очищать ее покаянием. В испытании совести проявляется вера наша: мы учимся никого не обвинять, кроме самого себя."Рассудительность - есть совесть неоскверненная" (свщм. Сергий - Мечев). А Свт. Игнатий Брянчанинов говорил:"Совесть - это чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро и зло", поэтому труднее обольстить совесть, нежели ум. Человек должен хранить совесть, потому что в нем Образ Божий.

    Совесть обучает нас Божиему Закону. Она обличает нас даже в малом, а если мы пренебрегаем малым, то грехи наши переходят к большому злу. Наше дело здесь на земле - хранить совесть свою в чистоте. В молитве после Святого Причащения мы читаем: "Даруй ми чистою совестию, даже до последнего моего издыхания, достойно причащатися Святынь Твоих во оставление грехов и в жизнь вечную". Чистота совести всецело зависит от таинств покаяния и Причащения Святых Тайн и от того, как мы к ним подходим.

    Совесть, неотъемлемое начало общечеловеческой нравственности, рассматривается Христианской Церковью как присутствие Божие в душе человека, посему и называется Голосом Бога. Господь призывает нас постоянно находиться в состоянии трезвения, которое есть целостность натуры, крепкое христианское мировоззрение, отвергающее всякого рода соблазны и пороки. "Истину говорю во Христе, не могу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом" (Рим.9,1).Можно избежать суда человеческого, но никогда не избежать суда своей совести. "Потому и страшит нас Страшный Суд, что наша совесть, которая все наши дела знает, выступит нашим обличителем и обвинителем" (свщм. Сергий - Мечев).

    Будем же помнить призыв Божий о пребывании нас в постоянном трезвении и чистой совести и будем внимать Его Духу, вещающему через нее, сохраняя нас  в духовной чистоте для жизни вечной со Христом.