Образование в России – каким оно должно быть. (православный взгляд)

04.03.2018 14:37

«Знание без нравственности – меч в руках сумашедшего» - Д.И. Менделеев

Человек создан «по образу и подобию Божию» (Бит.1:26), поэтому в нем заложено творческое начало, которое материализуется в воплощении его идей, планов и конструкций, двигающих прогресс развития земной цивилизации. Для этого необходимы знания и понимание божественного замысла о человеке, цель которого заключается в спасении его для вечности как любимого высшего творения Небесного Отца.

М.В. Ломоносов сказал: « Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, а в другой – Свою волю. Первая видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество; вторая – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».

 Прогресс служит во благо  до тех пор, пока человечество живет по божественным заветам. К сожалению, все больше людей отступают от них, устанавливая и живя по своим законам падшего естества, а накопленные поколениями знания, грамотность используют в личных эгоистичных интересах, для создания комфорта и обогащения, вмешиваясь в природу вещей своей бездумной деятельностью,  нарушая нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир.

Джеймс Лавлюк, британский ученый, исследователь, утверждает, что «человечество уже прошло точку невозврата, и что резервов будущим поколениям уже не хватит. Однако и без дальнейшего прогресса существование человечества невозможно, потому как нельзя запретить людям думать, мыслить, развиваться. Люди всегда будут стремиться создавать нечто новое».

 

В современной России с детских лет человек познает многогранность мира  и жизненный опыт сначала в семье, затем в детских дошкольных учреждениях: ясли, детский сад, далее -  школа и др. учебные заведения.

Домашнее воспитание имеет важное значение в развитии ребенка, в укреплении его здоровья, физического состояния, где он приобретает нравственные качества, учится любить и заботиться о ближних, приобщается к труду и культуре поведения. В семье он обретает чувство собственного достоинства, формируется как личность. От домашних ребенок слышит первые сказки о Винни-Пухе,  Крокодиле Гене, о Коте Матросском, о Золушке и др. персонажах, которые обогащают его внутренний мир,  учат миролюбию и доброте. Но домашнее познавательное и интеллектуальное развитие в нашей стране затруднено с выбором образовательных программ, персональных педагогов, недостатка педагогических знаний родителей и близких, недостатком общения вне семьи.

В дошкольных учебных заведениях начинают детей приобщать к общечеловеческим ценностям: мир, дружба, уступчивость, уважение друг к другу, любовь к природе и животному миру и пр. Ребенок получает возможность проявить свои способности через через рисование, чтение сказок, стихов, художественных постановок и пр., которые обогащают, эстетически воспитывают. Знакомства с детскими писателями и поэтами, такими как: Агния Барто,  А.С.Пушкин, Эдуард Успенский, С.В.Михалков, Николай Носов, С.Я Маршак и мн.др. дает возможность детям рассуждать на тему «что хорошо, а что плохо», становиться настоящим человеком. В древней Руси не было дошкольных учебных заведений: воспитанием детей занималась семья, опираясь на религиозные ценности, поэтому Русь называлась Богоносной.

Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. Учились в них преимущественно дети духовных лиц и старост. Первая школа была образована Ярославом Мудрым в Новгороде. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Для будущих церковных и государственных деятелей были организованы высшие школы, в которых обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, географии и естествознанию.

При Петре I была создана система светской школы, в которой учили военной, культурной и хозяйственной деятельности. Молодых людей отправляли учиться за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. При нем были заложены условия для открытия Академии Наук.

Учеба в первых российских школах приравнивалась к службе и поэтому сопровождалась строгостью и дисциплиной, а сами школы находились на полном содержании учреждений. Наряду с преподаванием грамотности, школа занималась морально-нравственным,  духовным воспитанием и была политическим механизмом регулирования внутрисоциальных проблем в стране. В 1836г  Святейшим Синодом были составлены «Правила для первоначального обучения поселенских детей». Обучение осуществлялось приходским духовенством. Главной целью образования было направлено на то, чтобы привести детей к Богу.

В середине 60 – х гг ХIХ в появились земские и министерские школы народного просвещения, но для бедного населения учеба в них была недоступна. Про них Н.В.Чехов говорил, что « не видит в ней школы для простого человека, что они не соответствуют духу русского человека, а носят светский характер, отодвигая на задний план Закон Божий и распространяет вредные идеи для народа».

После отмены крепостного права в 1861г и проведения либеральных реформ, стало расти новое «революционное поколение», подтачивающее самодержавную власть. Для решения этой проблемы в 1879г был созыв Особого совещания, на котором провозглашена была просветительская идея образовательской деятельности и духовного просвещения народа под контролем государства, с акцентом на церковно-приходские школы, основанные на религиозно-нравственном учении. В то время в России почти 75% населения исповедовало православие.

В Царской России всегда уделялось особое внимание не только грамотности, но и образованию человека, как личности в духовно – нравственном отношении.

К 1917г количество церковно-приходских школ значительно уменьшилось из-за перемен в стране, а с приходом «новой власти» и вовсе прекратило свое существование. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР в 1918г, стал рычагом уничтожения не только церковной школы, но и христианской идеологии, а на саму церковь началось гонение.

С момента создания советского государства  вопросам образования уделялось приоритетное внимание. Вероучения были запрещены. Обучение стало бесплатным и доступным для всех слоев населения. Была поставлена цель - ликвидация неграмотности. В общеобразовательных школах дети получили возможность учиться: в начальной – 7лет, а всего – 10 лет; было введено профессиональное обучение: школы, техникумы, институты.

В течение 10 – 15 лет после Октябрьской Революции на родных языках была создана письменность для многих народов (тувинцы, адыгейцы, ногайцы, абазинцы и др.), выпускались учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и др. языках. В отсталых национальных районах стали развиваться сети школ, в которых учились дети коренных национальностей, а для детей кочевых народов, животноводов горных районов Кавказа организовывались школы – интернаты.

 В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу на основе политико – идеологических доктрин. Таким образом, в ХХ веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в Космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки. Это произошло благодаря  высокодуховному генетическому  коду  русского народа, который  не под силу было уничтожить до конца новым идеологам, который проявлялся во всех сферах жизнедеятельности, обогащая отечественную и  мировую культуру.

В постперестроечный период становления демократического общества в России появилось многообразие образовательных учреждений, концепций, программ и методов обучения, как государственных, так и частных, общественных, муниципальных и религиозных, что породило проблему  взаимодействия людей с разным миропониманием, разными позициями и точками зрения.

Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям. В современной истории Российской Федерации  реформа образования началась в 2010г. с законопроекта «О комплексе мероприятий по модернизации системы образования (начал действовать с 1 января 2011г), на котором был введен единый государственный экзамен (ЕЭГ), многоуровневое высшее образование, постепенное сокращение численности учителей и педагогов, сокращение числа высших учебных заведений или их реорганизации.

Поскольку государственных дотаций стало меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений; с вводом европейской стандартизации российские студенты получили возможность работать за границей, что привело к тому, что лучшие умы стали утекать за рубеж.

 С 2010г образование в России из-за недофинансирования и непродуманных нововведений стало терять качество: снизился социальный статус учителей, преподавателей (снижение оплаты и социальных гарантий, неуважение). А главное – введение ЕЭГ как пародию на экзамен, тормозящему развитию логики и творческого мышления, сводящего всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам.

К сожалению, в современной российской школе детям не дают полноценного образования: загружают предметами, но не учат жить, как это было всегда в России. Опираясь на новые либерально-демократические идеи, школа больше учит грамоте и мало стала уделять внимания на развитие устойчивого морально-нравственного мировоззрения. А ребенку необходимо еще со школьной скамьи определиться в том направлении жизни, исходя из его глубинных потребностей души и способностей, которое даст ему возможность реализовать себя как личность.

 Школа в России всегда несла на себе роль воспитания полноценных, морально-нравственно устойчивых, патриотически настроенных  граждан для нашего государства. Для этого необходимо дать учащимся познание наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, воспитание самодисциплины, воли  и гражданского мужества. С политическими изменениями в нашем обществе появилось множество учебников по истории, противоречивых по смыслу и событиям, что вводит в заблуждение детей, и вместо того, чтобы укреплять их гражданскую позицию, ослабевают ответственность за судьбу страны.

Патриот – качество нравственное. Выражается оно в любви к Отечеству, быть преданным ему, служить его интересам, защищать их. В.Г.Белинский писал: «Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

В России всегда  духовной основой патриатизма было самосознание русского народа, формировавшегося под многовековым влиянием православной церкви. Вечные нравственные ценности, защищающих семью и жизнь,  всегда были корнями нашей традиционной культуры. Для христианского патриатизма характерны соборность, преобладание духовного начала над материальным, общего над личным. Земля для русских людей – не просто территория, это категория нравственная, соединяющая прошлое и будущее народа. Отечество – Святыня. Патриатизм есть чувство нравственное и оно не мотивируется политической идеологией, хотя и может определять ее содержание.

Гражданственность – одно из ведущих идейно – нравственных свойств личности. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей – это нравственно – политическое чувство, отличное от патриатизма. Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочитающий личные и общественные интересы: гражданскую ответственность и гражданский долг.

Гражданский патриатизм содержит в себе общечеловеческие духовные, социально направленные ценности.

Смысл образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных добропорядочных граждан – патриотов своей родины. Гражданин России должен быть: высоконравственный, творческий, компетентный, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

В современных западных экономически развитых странах считают, что  каждой эпохе присущи свои ценности, изменяющиеся во времени, которые возникают в либерально-демократическом толерантном обществе как необходимое условие формирования «нового свободного человека», отодвигающего духовно-нравственные ценности ради удовлетворения его материальных потребностей, наслаждений и низменных чувств. Для него семья уже не является важной и первостепенной составляющей жизни; отсюда и однополые браки, педофилия и пр. извращения, которые становятся образом жизни.

В России после духовного вакуума  в результате «Перестройки» вновь пришли к тому, что школа должна заниматься  формирование личности на базе духовно-нравственных «вечных ценностей», выработанных духовно – христианской тысячелетней культурой, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям и народностям, сострадание, сочувствие, духовно- нравственное совершенствование. Школе снова нужно вернуть такие мероприятия, как: просмотр видеофильмов, конкурсов сочинений, экскурсий по родному краю, бесед и встреч с интересными людьми. Осознание Родины начинается в школе: с принадлежности к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Знание истинной Истории России необходимо усваивать по единому утвержденному учебнику. Подрастающее поколение – это будущее страны, поэтому от воспитания детей зависит судьба государства. В подготовке будущих лидеров страны существенную роль должна сыграть школа, как основа образования патриотически  настроенных и грамотных граждан, любящих свое отечество и готовых беззаветно служить ему.

В «вечных духовно-нравчтвенных ценностях», открытых нам в Святом Евангелии Христом, на которых зиждется жизнь на Земле, раскрывается полнота и смысл жизни человеческой, в каком бы государстве он не жил. Они должны стать идеалом каждого человека, к которому надо стремиться всю свою жизнь.

«Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложится вам» (Мф.6:32).