15.04.2017 15:16
Старец Сампсон
10 июля 1898 года в Санкт-Петербурге, в семье графа Эспера Александра Сиверса родился сын. Мальчика назвали Эдуардом. Ребенок воспитывался в англиканской вере. Его мать, Анна Сиверс, была женщиной глубоко религиозной. С семи лет Эдуард прочитывал вместе с ней все утренние и вечерние молитвы — конечно, на английском языке. Эспер Сиверс был большим другом Николая II, и царь был частым гостем в семье графа. Здесь, в непринужденной домашней обстановке, император отдыхал; частенько он сажал к себе на колени маленького Эдуарда.
Отрочество юного графа проходило не совсем обычно. Он прекрасно учился, великолепно ездил на лошади, делал успехи в музыке. Но все свободное время он тратил на изучение различных вероисповеданий. Каждый день он ходил в православный храм — маленькую церквушку Спаса-на-водах, построенную в память о погибших в Цусимском сражении, в которой служил старый священник отец Михаил. Хотя православной службы юный граф не понимал.
"Я тогда по-своему сочинял трех-четырехсловные молитвы, перечитывал их бесчисленное множество раз. Я прочитывал молитву Господню на четырех языках, она мне была знакома. По-русски молитвы Господней я тогда не знал. Я ежедневно ходил в православный храм, чтобы только послушать: "Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли поклоняемый и славимый, Христе Боже наш!" — Это слаще меда. Это первая молитва, которую я изучил..."
Эдуард понимал, что родители не одобрят его увлечения православием, и потому убегал в церковь тайком.
"Вы представьте себе, — много лет спустя вспоминал он, — 12-летним мальчиком, когда я милостию Божией познал Бога и Православие, совершенно брошенный Эдька должен был противостоять отцу, матери, сестре, брату и родственникам. И так уйти в себя и так молиться, чтобы не поколебаться... Вот именно это и привело меня к монашеству, потому что я узнал монашество 12-летним мальчиком. И когда я убедился, уверился, что Православие есть единственная истина на земле, единственное благодатное общество, сохранившееся от катакомб, от Господа, от святых Апостолов, — мне было ничего не надо! Этому я подчинил все!.."
Гимназию в Петербурге Эдуард Сивере закончил блестяще. Он знал английский, немецкий, французский, греческий, латынь и древнееврейский, ему была открыта дорога в любой университет без экзаменов. Эдуард выбрал Медицинскую академию. Студентом он окончательно решил для себя вопрос, кто же прав: католики, протестанты, православные, армяне, кто-то еще — это озарение пришло к нему внезапно, в часовне Нерукотворного Спаса, во время молебна2. Однако он очень боялся причинить страдания матери, и поэтому принял православие тайно от родных, ему было уже девятнадцать лет. Священник нарек его Сергием. И вот первое причастие.
"Кто пел, не помню, кто читал, не помню. Это событие было настолько важно, что даже пение и чтение было мне безразлично. Он (священник) вышел: "Со страхом Божиим..." Я стоял уже. "Подойдите!" — и причастил. Чувство сияющее, не сравнить ни с чем. Он меня отпустил домой. Я пошел бегать по парку в ликовании. И так было часа четыре, пока не выдохся физически".
Монашество
25 марта 1922 года он был пострижен в малую схиму с именем Симеон. В том же году Патриарх Тихон рукоположил его в иеродиаконы. А спустя три года Симеон стал иеромонахом и получил послушание казначея — то самое, которое совсем недавно исполнял старец Серафим (Муравьев). Казна лавры хранилась в кладовых. Ключи от них были у иеромонаха Симеона. Однажды в его дверь постучали.
За три часа до ареста Симеону явился во сне святой Серафим Саровский:
"Помню, вижу преподобного Серафима Саровского. Он входит в балахончике ко мне — во сне — нагибается надо мной, а я сижу или лежу, не помню, и читает мне медленно молитву — "Всемилостивую", и я ощущаю на лбу его слезы. Утром я вскочил и записал эту молитву... Через три часа я был арестован. "Всемилостивая" меня сопровождала 18 лет лагерей и всего прочего".
Вот эта молитва: "Всемилостивая, Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Бо-жия, Несумненная и единственная моя Надежда: не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене, заступись, попроси, услыши, виждь Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!"
В руки чекистов его передали обновленцы, которые пытались захватить лавру. Следователи требовали, чтобы Симеон отдал им ключи от кладовых. Но исповедник отказался. Тогда его поместили в "трамвай".
"Трамвай" — это страшное изобретение большевистского террора. В камеру помещали очень много людей - так, чтобы они стояли тесно прижавшись друг к другу, не имея возможности даже пошевелиться. Камера была закрыта на три недели. Испражнялись тут же. Трупы стояли рядом с живыми людьми... Симеон пережил это и остался жив. Ключи от кладовых он не отдал. Следующим испытанием были Соловки.
На Соловках Симеон провел годы с 1932-го по 1934-й. Многие заключенные перед смертью исповедовались у него. У других сил на это не было, и они говорили: "Батя, возьми мои руки, держи их в своих, мне так легче", — и умирали. Отец Симеон молился за них...
Пытки и казни на Соловках были самые жестокие и изощренные. Если две тысячи лет до того, в Римском Колизее, христиан бросали на съедение львам, то на Соловках узников загоняли в подвальное помещение и впускали к ним ... голодных крыс. Крысы съедали людей живьем, оставались только кости. Но с иеромонахом Симеоном была "Всемилостивая". Он стоял, отовсюду неслись крики других несчастных, умирающих в невероятных мучениях, но крысы лишь бегали по его ногам. Ни одна тварь его не тронула...
В 1934 году Сиверса освободили и отправили в ссылку в Борисоглебск, где он прожил под надзором два года. Там он наконец-то смог посещать церковь. В 1936 году, после убийства Кирова, отца Симеона снова арестовали. Его заключили в "особое помещение", стали искать причину для расстрела. Монах объявил голодовку и одиннадцать суток провел без еды и питья.
Годы в тюрьмах и лагерях, приводившие других к унынию и расслаблению, только вдохновляли молодого священника на подвиги. Он исповедовал, утешал, молился и одновременно работал над учебниками и справочниками — углублял образование, полученное в Медицинской академии. Во время Второй мировой войны его послали под конвоем в Баку — в госпиталь немецких военнопленных, чтобы расследовать причины начавшегося там страшного мора. Лучшей кандидатуры, чем монах-смертник, для этой миссии трудно было придумать. Причину эпидемии отец Симеон открыл сразу: пленных умерщвляли сами немецкие врачи.
"...Прибыл в Баку. Из Баку — в расположение этого огромного госпиталя. Восемьсот коек было в моем хозяйстве, и каждого фрица, этого негодяя, я знал и должен был караулить от немецких военнопленных врачей, которые сговорились уничтожать тех пленных, которые не верили, что вернутся домой... Когда победа была за нами (а мы верили в победу и знали, что должны победить), постепенно немцев всех освободили, кроме тех, кто подлежал суду за бесчеловечные преступления..."
Во время войны с японцами отец Симеон отбывал заключение в тюрьме на Дальнем Востоке. Как раз в этом районе, где находилась тюрьма, японцы вели наступательные бои. Однажды начальство тюрьмы объявило: в случае японской оккупации все заключенные будут расстреляны.
Японцы были близко, заключенные плакали, готовились к смерти. Ночью, во время молитвы, отец Симеон услышал голос: "Вас не расстреляют, и ты доживешь до глубокой старости. Посмотри направо", - он посмотрел и увидел себя в образе седого старца. — "А теперь посмотри налево", — и он увидел множество людей, до горизонта. "Это твои чада". Утром священник утешил товарищей: "Мы останемся живы. Господь услышал наши молитвы". Второй расстрел не состоялся...
В памятный день 9 мая 1945 года исповедник снова взглянул в глаза смерти и даже был отправлен на кладбище.
А дело было так. Отец Симеон ехал вдоль Ферганского канала им. Сталина на ишаке, глянул вниз, не удержался и упал в воду. На противоположном берегу в это время оказались колхозники-киргизы.
"Меня' вытащили баграми, как мертвеца, раздели, вызвали милиционера, чтобы составить акт о смерти, положили на телегу и повезли на кладбище. Пока везли меня, в тряске вода и ил из меня вышли, я ожил. Сел на телегу и сижу. Все испугались, стали кричать: "Русский Бог воскрес", - и разбежались. Когда люди успокоились, подошли ко мне, привезли к себе, уложили в постель, укрыли несколькими одеялами... Со мной была икона "Взыскание погибших"...
Вскоре вышел указ об амнистии церковнослужителей. Тех, кто выжил, стали выпускать на свободу. Но начальник тюрьмы не хотел отпускать трудолюбивого и знающего врача и решил оставить его в лагерном госпитале. Тогда отец Симеон (ему было уже пятьдесят семь!) решил бежать.
"Я собрал вещи - сухари, тапочки 10 пар, белье... Бежал из тюрьмы уже в августе 1945 года. "Пустынный житель, только не телеси Ангел". Только не ангел, а обыкновенный лагерный врач. Представляете! Совершенно один, кругом звери и люди-враги. Но была такая блаженная уверенность, что я был совершенно спокоен. Могу сказать, что я не боялся, у меня совершенно не было страха. Я спокойно шел, шел, до одурения шел. Много тысяч километров на ногах прошел. Когда я прошел Киргизию, я наткнулся на голодную степь, на пустыню. Надо было как-то ее пересечь, а у меня не было карты. А ближайшая точка для меня — Ташкент".
Ему встретился человек, который согласился взять его на самолет, летящий в Ташкент. Самолет-кукурузник не был предназначен, чтобы брать даже одного пассажира. Сидеть нужно было на узкой доске, пола под ногами не было — бездна. "Я оперся крепко в угол доски, потом приказал себе строго-настрого вниз не смотреть, а смотреть на его затылок — он передо мной сидел за рулем и управлял самолетом. И мы поднялись. Я чувствую, что дойду до обморока: голодный, пить хочу, несколько суток не ел, во рту не было воды. Самое главное не смотреть вниз, а то сразу сделается дурно, и я пропал. А окно это было такое, что я весь влезу и упаду. И самолет летел не прямо, а были "ямы". И вот я летел три часа. А он озирается, смотрит на меня в окошко — здесь, значит, хорошо. А вдруг — нет, пустое место? Внизу — песок, знойный песок и бушующий ветер с песком. Иногда попадались собаки, стада овец, на лошади человек — он их погонял. Верблюдов видел — шли гуськом куда-то... А мы высоко летели... Наконец, плавно опустился, видимо, ради меня и остановился. Я вылез и упал. Упал на землю от радости: все-таки земля! Лежал я долго, вероятно. Он подошел ко мне, думал, я мертвый. Ничего. Благородный человек был. "Ну, всего хорошего!" Мы пожали друг другу руки. "Вам в город? Вот видите — там город. До Ташкента еще километров пять". Я пошел..."
В Ташкенте деньги на поезд ему дал архиепископ Гурий. Отец Симеон доехал до Пензы, где ему оказал помощь владыка Кирилл. И вот он снова оказался в Борисоглебске. Там, скрываясь, он одно время вынужден был ходить в женском платье.
"Однажды я бабой пришел в церковь. Скучно было сидеть без церкви, ведь невозможно тоскливо. Я пришел в свою родимую церковь, где я молился, когда был в ссылке. Стою в юбке, в огромной юбке, потом валенки, бабский платок, ну баба, и все. Стою среди баб, слева, а не справа. Справа стоят мужики, а я с бабами стою. Стою... Приходит нищий: "Благослови!!! Батя, благослови!" Все оборачиваются, смотрят. Я говорю: "Благословен Бог наш. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Потом повернулся и ушел. Это юродивый был. Вот он меня и обнаружил" .
Из Борисоглебска отец Симеон с несколькими духовными детьми уехал в Грузию. Там, в горах, он стал вести отшельническую жизнь. Его обнаружили с помощью вертолетов и служебных собак.
Следующим городом, куда судьба забросила старца, был Ставрополь. Митрополит Антоний послал исповедника на приход в казачью станицу Когульту.
Отец Симеон очень давно не служил в церкви и взялся за дело со всем пылом своей души. Вскоре народ буквально повалил в Когульту.
"И вот какие там наступили времена: я начал службу в Великую среду и, не выходя из храма, кончил на Пасху в 11 часов дня... День и ночь был народ. День и ночь шла служба. Если служба кончалась, то я продолжал новую исповедь. Из Ставрополя удалось причастить тринадцать тысяч богомольцев. Победа Православия была великая! 1 мая был сорван. Местные власти забеспокоились".
Интерес к проповедям отца Симеона был настолько велик, что даже молодежь переставала ходить в клубы и на танцы и шла в церковь. Однажды отцу Симеону передали, что его собираются арестовать. Церковь оцепили; все было готово для задержания. Но отец Симеон спокойно продолжал службу, а в это время прихожане готовили ему побег. Кончилась- литургия. Отец Симеон вышел на улицу через алтарные двери. Здесь его спрятали в бочку и увезли через главные ворота ограды. Оставаться в Ставрополе ему было нельзя. Владыка Антоний благословил иеромонаха ехать в Баку. И опять его преследовали несчастья.
"Почему-то поезд остановился, и меня, голубчика, высадили с поезда и куда-то повезли. Подъехали к какому-то страшному помещению г. Баку. Произошла ошибка. Думали, что я американский шпион. Думали, что у меня приклеены усы, борода, волосы. Старались сорвать их с меня. Приклеены!... Но когда убедились, что у меня не искусственные волосы, борода, усы, что я не клоун, они посадили меня в отдельную камеру".
В одиночке он провел целый год. Даже в лагерях ему было легче — там он все-таки мог помогать людям, исповедовать. Здесь только стены и полная неизвестность. Ровно год старец не видел ничего живого, если не считать мышей. Кормили его очень скудно — очевидно, надеялись, что он умрет сам и избавит всех от хлопот. Но он не умер.
На Покров отца Симеона вывели за ворота тюрьмы — это было очередное чудо в его судьбе. Но никаких документов ему снова не дали. На прощанье сказали:
"Забудьте, что вы здесь сидели..." На этом его тюремная жизнь кончилась.
После тюрьмы отец Симеон, совершенно больной, вернулся в Борисоглебск. Он был сильно истощен, ходил, держась за стену. Кормили его, как дистрофика, постепенно приучая к еде, — каждый час по четверти стакана сока или киселя. Желтый цвет лица, худоба — при высоком росте и узкой грудной клетке, сильный кашель с болью в груди, совершенное расстройство пищеварения, частая рвота, бессонница. Здоровье его уже никогда не восстанавливалось, до самой кончины старца мучили тяжелые болезни.
После выздоровления он приехал в Пензу, где владыка Кирилл благословил его быть настоятелем молитвенного дома в Рузаевке. Затем он получил приход в селе Перехляй, а затем — огромный приход в Макаровке, рядом с Саранском, где он прослужил пять лет. Храм двухэтажный, кирпичный, весь черный от грязи и копоти — отец Симеон сам занимался его уборкой и реставрацией. Вскоре церковь стала неузнаваемой.
Влияние на народ новый священник оказывал огромное. "Возраст его невозможно было определить. Ему можно было дать и тридцать лет, и восемьдесят. Слова говорил огненные. От силы слов просто пронизывало тебя. Он как будто был вне тела. Взгляд острый, пронизывающий душу, как у Судии, и в то же время — любящий. Невозможно не обратить на него внимание, и бесследно его образ не уходил," — так описывал облик старца один из прихожан. О нем рассказывали по всей Мордовии. Трудно было найти в тех краях человека, который бы не знал об удивительном священнике-монахе. Люди несли ему свои беды, привозили больных.
А однажды к отцу Симеону пришли бандиты. Двери и окна были закрыты, но они забрались в дом прямо через соломенную крышу, связали священника и стали требовать денег. На голову отцу Симеону надели мешок, в рот натолкали ваты и стали пытать — жгли свечами ноги. Денег, конечно, у него не нашлось...
И опять он чудом остался жив. Из Мордовии отец Симеон был переведен в Полтаву — духовником женского монастыря, а затем в Волгоград. Служа приходским священником, он очень уставал: ежедневные службы в храме, исповеди, работа с духовными чадами, ночью — ответы на письма. Кроме служб были еще крещения и венчания. Крестить детей ему было особенно тяжело: правая рука практически не переносила нагрузок. От крещений он просто изнемогал...
Толпы верующих шли к прозорливому батюшке, а другие храмы оставались пустыми. У исповедника нашлись завистники, которые написали на него донос архиерею. Тот своим судом решил дело: иеромонаха Симеона лишили права священнослужения на пятнадцать лет и отправили в Псково-Печерский монастырь сторожить яблоки. Ему было запрещено встречаться с духовными детьми, вести переписку, разговаривать с посетителями монастыря.
"С 8 утра до 8 вечера я стерег яблоневый сад, не имел права показаться на клиросе. Ведь в лавре я был певцом. Я страшно любил петь и горевал, что я лишен этой моей сладости — петь и молиться в храме. Но этот яблоневый сад научил меня окончательно сладости Иисусовой молитвы".
Вскоре, видя смирение отца Симеона, все монахи и наместник стали заступаться за него. По их ходатайству запрещение было снято. Отцу Симеону разрешили служить литургию, молебны у раки святого Корнилия Псково-Печерского, дали послушание отчитывать бесноватых. В Печоры стали собираться многочисленные духовные дети.
Однако время для старчества было самое неподходящее: хрущевские гонения. Отец Симеон был слишком заметной фигурой, вокруг него собиралось слишком много молодежи. За старцем пристально следили. Одно время по личному распоряжению Хрущева образцы его почерка были отправлены во все главпочтамты, и письма его изымались. Так было собрано около двух тысяч писем, однако никакой зацепки для обвинения старца в антисоветской деятельности найти не удалось.
Когда же местные газеты напечатали несколько пасквилей о печерском монахе, монастырские власти забеспокоились. Отец Симеон был на год отлучен в священнослужении.
По собственным словам старца, таких душевных мук он не знал даже в тюрьмах и лагерях. В 1961 году запрещения были снова сняты, и два года он служил. В 1963 году случилась новая напасть. Гражданская власть завела на отца Симеона уголовное дело. В перспективе это могло привести к закрытию Печорской обители, и монастырские власти спешно устроили суд. На этом суде отца Симеона лишили монашества! Страшнее кары для него, монаха-исповедника с полувековым стажем, не было.
На следующий день за оградой монастыря сжигали его монашеское одеяние. Многие из братии плакали. А мантия отца Симеона никак не сгорала, веером поднималась в воздух. Пришлось вылить на нее почти ведро бензина...
Через неделю опального старца попросили уйти из монастыря, и отец Симеон оказался на квартире одного из своих духовных чад. Гражданское следствие было недолгим: обвинение провалилось, советский суд оправдал его. Отец Симеон поехал в Москву, к Патриарху. Рассказывают, что, когда Алексий I увидел старца, которого он помнил еще иподиаконом по послереволюционным годам, у него на глаза навернулись слезы, и он закричал: "Сейчас же оденьте иеромонаха!" Тут же, в патриархии, отца Симеона облачили во все монашеское, и патриарх Алексий вернул ему сан и право на служение.
Он остался в Москве. В 1966 году исповедник принял великую схиму с именем Сампсон — в честь святого Сампсона Странноприимца, в день которого он родился. Начался подвиг старчества.
Последние годы жизни
Старец был духовником множества иноков, архиереев (в том числе Патриарха), простых мирян. К нему ехали со всей России. Скрыться от богомольцев он не мог и не пытался, и время от времени милиция начинала интересоваться — почему по такой-то лестнице, в такую-то квартиру постоянно идут люди, группами по шесть-семь человек, да еще, по всему видно, приезжие — с сумками, с кошелками. Духовные дети старца жили в постоянном страхе за него. В Москве ему пришлось сменить одиннадцать квартир.
С каждым годом отец Сампсон слабел. Воспаление легких, болезни сердца и печени, язва желудка, осколки в руке — далеко не полный перечень его недугов. Но он продолжал служить, время от времени его приглашали в различные храмы Москвы.
Он служил и в своей домашней церкви, освященной в честь Покрова Божией Матери. Здесь собирались все его духовные чада. При старце даже возникло что-то вроде домашнего монастыря. Он проводил службы, исповедовал, назначал молитвенные правила, давал послушания, налагал епитимьи. "И никто не знает, — говорил он, — что в Москве есть Покрово-Феофановский монастырь". (Феофана Затворника старец почитал своим учителем).
С людьми духовно незрелыми отец Сампсон обходился очень ласково, к своим же духовным детям был строг.
"Как нужно беречь каждый день, как нужно выжигать из себя гордыню, как нужно следить за своей ревностью и совестью, как нужно себя прибрать, себя подобрать, чтобы быть готовым для вечности, знать, что малейшая гордыня — и нас задержат, — говорил он. — Какое должно быть тщание, и как нельзя отставать! Иначе бесы прибьют. Пример — военнопленные. Когда их гонят — проводят по 100 километров в день, и если кто отстает, его убивают, записывая: "За попытку бежать". Так точно и бесы поступают".
Он отучал от ненастоящей, механической молитвы.
"Богу нужно сердце, а от сердца вопль, а не казенно — акафисты, каноны... Ведь без воздуха как человек может жить? А сердце дышит беседой с Богом только. Святые молились, как жвачку жевали, несколько раз повторяли слова — от сладости. Один акафист можно читать несколько часов..."
Но иногда старец давал своим чадам и послабление. Все собирались за праздничный стол, дружно хлопотали, готовясь к чаю, фрукты, конфеты, торты, печенье... Прежде чем сесть за стол, отец Сампсон совершал молебен. За столом шла увлекательная беседа. Старец отвечал на вопросы или сам рассказывал что-нибудь интересное, всех согревал любовью. Было много шуток, радости, смеха. Потом пели благодарственные молитвы, снова праздничные тропари и его любимое: "Тебе, Богородице, хвалим".
Многие епископы и митрополиты искали совета схимника. "Суть, смысл и цель ига Архиерея — ежедневного мученика-исповедника, но не администратора над епархией", — говорил старец. Шел к нему — за советом и исцелением — и простой люд.
Между тем его собственное здоровье ухудшалось, от переутомления участились сердечные приступы. Часто вызывали "скорую". Врачи делали уколы и уезжали, а уже через полчаса после ухода медиков старец продолжал прием. В ответ на просьбы поберечь себя, он говорил: "Лишний укол приму, ничего со мной не случится, пусть меня колют, пока я жив, а людей обижать я не имею права".
В начале 1974 года с ним случился левосторонний инсульт с потерей речи. Старец пролежал почти год, первый молебен отслужил на ногах только на следующее Рождество. И снова начал служить в своей домашней церкви. "Небо было так близко, что можно рукой достать," - говорил он об этих литургиях. Совершая их, старец часто останавливался — слезы мешали ему служить.
Подошли новые скорби. Из его зимней квартиры была похищена вся библиотека, в том числе любимая икона Благовещения, принадлежавшая некогда Екатерине II, — фамильная икона Сиверсов. Это выл сильный удар для старца. Он сказал: "Господь постепенно готовит меня к вечности, отнимает самые мои дорогие вещи".
Еще через некоторое время старец чуть не сгорел. Пожар возник в два часа ночи; хорошо, в доме ночевали приезжие священники — они вывели отца Сампсона из огня. Во время второго пожара сгорело его оставшееся имущество.
Блаженная кончина старца Сампсона
Весной 1979 года старец последний раз пережил пасхальное торжество. "Мы вместе последний пост и последнюю Пасху," — сказал он близким.
Врачи обнаружили у старца рак-саркому. В июле его прооперировали, и одиннадцать дней он провел в реанимации. Вернувшись домой, отец Сампсон несколько дней чувствовал себя бодро. Но ровно через неделю он вызвал к себе духовных чад. "Я буду умирать... не пугайтесь", — услышали они от старца. И последнее завещание исповедника, обращенное ко всем ученикам: "Никому не делайте зла".
Утром началось прощание. До часа ночи старец принимал, каждому говорил напутственное слово. Выходя от него, никто не пытался сдержать рыданий.
24 августа в 10 часов состояние отца Сампсона резко ухудшилось, а в 13 часов ему стало совсем плохо. Приехала "скорая", затем ее сменила "скорая реанимационная". Врачи трудились два часа — у старца был отек легких. Сделали прокол, установили капельницу. Говорить он уже не мог, только кивком головы выражал свое согласие или отказ. Старец причастился и поцеловал крест. В 16 часов 20 минут 24 августа 1979 года Сампсон Многострадальный, великий исповедник Христов, почил сном праведника.
Отпевали старца в храме Святителя Николая в Кузнецкой слободе. За похоронами следил лично Святейший Патриарх Пимен. После отпевания старца с колокольным звоном, под пение "Святый Боже..." обнесли вокруг церкви. Хоронили его на Николо-Архангельском кладбище под Москвой.
В настоящее время могила старца очень почитаема, на ней происходят исцеления.
"Безсмысленно-глупо свою жизнь, силы, нервы, сердце, молодость отдавать миру, а не Богу", — говорил старец Сампсон. Ему принадлежат и такие слова: "Если бы меня спросили, что если бы я умер и опять ожил — кем бы я хотел стать, — я опять бы сказал: "Непременно монахом, непременно! Русским православным священником и непременно схимником!" Высшего блага и высшей награды на земле человек не имеет — как быть священником и схимником".
Батюшка похоронен на Николо-Архангельском кладбище, участок 33-А. Проезд от метро «Выхино» - авт.706, маршрутное такси 706; от метро «Щелковская» - авт.760 до ост. «2-ой Московский крематорий». Памятные дни:
10 июля - день тезоименитства и рождения.
24 августа - день преставления.
16 февраля - день тезоименитства в монашестве в честь Богоприимца Симеона.
На странице блога Вы можите принять участие в обсуждении этой статьи, высказать своё мнение, оставить комментарий.
Наша цель: собрать больше сведений о старце и Сампсоне Сеногной: фото, статьи, старые заметки, документальные фильмы.
Как отправить материалы? На странице блога есть форма отправки файлов, автоматизированная.
На странице блога смотрите ФИЛЬМЫ О СТАРЦЕ.