О вечности

15.10.2017 17:20

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.» (Откр.22:12-13)

Что такое вечность? Кто я и какое значение имею в ней?.. Каждый человек хоть однажды задавал себе этот вопрос. Это не бегущее время в бесконечность и не остановка времени, которая есть смерть. Ее невозможно выразить человеческими словами: это тайна, сокрытая от нас. Когда-нибудь мы узнаем, почувствуем Ее своей бессмертной душой.

«Вечность» и «бессмертие» - это не одно и то же, говорят св. отцы. «Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо  тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе. Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности.» (св. Исидор Пелусиот)

Мы в этом мире живем во времени, где есть прошлое, настоящее и будущее. Наше бытие изменчиво и имеет конец : пространство и время не бесконечны: они появились и исчезнут вместе с миром.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22:12-13). Смысл выражается в том, что Бог есть Начинатель и Завершитель творения.

Вечность Божия не зависит от условий времени. Тварная вечность причастна Божественной жизни, ибо от Него получила начало своего существования, как дар от Сущего вечно. Сущий – имя Божье явленное Моисею (Исх.4:14)

Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или, лучше сказать, тогда будет один невечерний день».Прп. Максим Исповедник пишет, что «После Второго Пришествия тварь приобщится к вечности, но сама тварность мира предполагает бесконечный, хотя и вневременный процесс совершенствования твари в восхождении ее к Богу. Поэтому, вечность тварного мира после его преображения есть вечность тварная, имевшая начало. Она есть как бы неподвижное время или вечно длящееся мгновение.»  Свт. Дионисий Ареопагит учит, что «один Бог может быть назван вечным, вечность же твари есть вечность, представляющая собой нечто среднее между временем и вечностью. Прп. Максим Исповедник продолжает: « Время от создания неба и земли исчисляется. Поэтому, правильно говорить, что Бог сотворил мир не в вечности, и не во времени, а вместе со временем. Время имеет свое начало, но будет иметь и конец.

 В Откр.10:6 говорится, что мир придет в такое состояние, когда «времени уже не будет», когда тварь приобщится к вечности. В христианстве символом вечности является круг, как не имеющий ни начала, ни конца.

Жизнь  предстоящего «будущего века» - это тайна, непостижимая для нас сейчас, но именно там нам обещано полное раскрытие всех наших способностей, потому что человек призван служить прекрасному в богосотворчестве, и там, будучи свободным от земных пространственно-временных рамок, исполненный всеобъемлющей божественной любовью, причастный Ей и питающийся Ею, человек обретает  новое бытие, счастливое и блаженное. Так учат святые отцы. На их примере мы видим предначатие вечной жизни в небесном божественном мире, в ином измерении, когда, будучи нестесненными земными ограничениями, они отвечают на просьбы молящихся им одновременно многими людьми, всех слышат и помогают им.

« В этом мире не может быть достигнут предел человеческого совершенства, но мы приобретаем навыки, а раскрытие нас ждет в вечности…», где «все во всем Бог» (Деян.3:21), «когда мы станем богоподобными, вмещающими себя всецелого Бога, Его одного. Вот то совершенство, к которому мы стремимся», - говорит свт. Григорий Богослов. К сожалению, не все стремятся к этому совершенству, но есть люди, разрушающие свой божественный дух, все свои добрые зачатки, дарованные Богом от создания человека, превращают их в мертвенность ,отвергая Истину,  становясь добычей бесовских сил. Это есть начатие вечных мучений в мире ином. Люди же, стремящиеся к Богу, вступят в мир Света преобразованными, хоть и не совершенными. «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, в которых обитает Правда» (2Пет.3:13). «Сеется тело душевное, восстанет тело духовное… Не все мы умрем, но все изменимся… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетленное и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою». (Кор.15:44,51,53-54).

 Поэтому каждый христианин, в ожидании Второго Пришествия Христа Судить этот мир, веруя в «Воскресение мертвых и жизни будущего века», при любых жизненных обстоятельствах имеет в душе радость ощущения божественного присутствия, Его вечной нескончаемой любви, ибо сказано Им: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь,» (Ин.5:24) «…се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Мф.28:19).